1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рейтинг 4.44 [8 Голоса (ов)]

Не могу построить отношения. Мне уже …, а я до сих пор одна. Почему у меня все мужики женатые? Меня сглазили или заколдовали? С такими и подобными запросами приходят в психотерапию многие и многие женщины. Где же искать ответы на эти вопросы? В детстве. Раннем детстве. Мы все родом из детства…

С точки зрения психоанализа, ребенок проходит в своем развитии ряд психосексуальных стадий.03 09 2015 1

 

Жизнь начинается с так называемой оральной стадии. Она продолжается с рождения до окончания грудного кормления. В это время ребенок учится получать первичные, частичные, парциальные чувственные удовольствия и все они связаны со ртом – сосание, поглощение материнского молока, узнавание нового.

На анальной стадии основной источник удовольствия перемещается ото рта к области ануса. Малыша приучают пользоваться туалетом самостоятельно и его активность проявляется в процессах извержения и удерживания.03 09 2015 2

Во время фаллической стадии развития, которая приходится на четвертый год жизни ребенка, его внимание сосредотачивается на демонстрации гениталий, любование ими и сексуальные фантазии. Фрейд описывает этот период как стадию эдипова комплекса. Эдип – герой древнегреческого мифа, который убил своего отца и женился на матери. Одновременно с изнаванием своих гениталий и своего пола ребенок начинает «тренироваться» испытывать влечение, и тренируется он на своих родителях. Малыш стремится соблазнить родителя противоположного пола, а родитель своего пола воспринимается как соперник. Комплекс преодолевается к концу фаллическое стадии через отождествление себя с родителем своего пола и отказом от посягательств на его пару. Нетрудно заметить, что весь описанный период чувственные удовольствия ребенок получает от взаимоотношений с самим собой. Далее, на протяжении долгого времени, лет до двенадцати, буря стихает. Влечения скрыты в глубинах психики и период этот называется латентным. Подростковому кризису соответствует генитальная стадия. Это период ухаживания, гетеросексуального поведения, и человек начинает готовиться к супружеской жизни, отцовству или материнству, соответственно.

Из вышесказанного следует, что готовность к супружеству, материнству, отцовству формируется у ребенка после прохождения эдипальной стадии, но до пубертатного периода остается невостребованной, латентной. Во время кризиса переходного возраста эта способность «проходит техосмотр» и формируется окончательно. В последующие годы способность создавать отношения с противоположным полом применяетчся на практике.03 09 2015 3

Это идеальное, здоровое развитие. Но в современном мире ребенок далеко не всегда успешно проходит его стадии. Залогом успешного взросления малыша является опыт отношений с матерью, телесного, эмоционального контакта во время грудного кормления и дальше, когда ребенок с ее помощью учится управлять своим телом и знакомится с окружающим миром, учится строить отношения с тем и другим. Огромное значение имеют и взаимоотношения ребенка с консолидированной родительской парой, фигурой, объединяющей для него родителей в одно целое. Получая заботу от родителей, постепенно вливаясь в жизнь семьи, ребенок учится взаимодействию между мужчиной и женщиной, формирует для себя образ пары, навыки построения отношений.

Но мать может быть вынуждена выйти на работу и оставить ребенка бабушкам, няням, яслям, детскому саду. Она может быть отстраненной и холодной по отношению к ребенку в силу своей жизненной ситуации или потому, что сама выросла у черствой матери и не приобрела навыков эмоционального взаимодействия с детьми. Семья может быть неполной или родительская пара такова, что принять ее за образец здоровых отношений невозможно.

Все это травмирует малыша и происходят фиксации (застревания) на соответствующих травме стадиях психосексуального развития. И человек НЕ ВЗРОСЛЕЕТ до способности строить отношения. Он просто не умеет этого делать, не знает как.03 09 2015 4

В процессе психотерапии между терапевтом и клиентом формируются отношения, которые называются «перенос». Это повторение в психотерапевтическом поле отношений со значимой фигурой из детства. В переносе можно заново пережить и «переписать набело» те периоды жизни, застревание на которых препятствует взрослению. И дорасти до способности строить полноценные, здоровые отношения.